Маски и их названия. "комедия дель арте" и венецианские маски. Венецианская маска Вольто

19.06.2023 Волосы

Венецианская маска — традиционный атрибут маскарада в Италии. Разнообразные маски, скрывающие всё лицо, подчёркивают загадочность женщины и при этом выдают её характер. Изысканные полумаски, скрывающие лишь верхнюю часть лица, открывают самое ценное её владельца — искусную, чарующую улыбку.

В прошлом венецианцы носили маски в любое время, и не только во время карнавала, но и в будни. Венеция, город на севере Италии, была и остается городом небольшим и частично изолированным от материка, поэтому здешние жители неплохо знали друг друга в лицо. Возможность встретить на улице знакомого в тот момент, когда совершенно это ненужно. Вероятно, поэтому они придумали обычай носить маски, благодаря которым можно было скрыть не только личность и социальное положение, но даже пол.

Существуют разные причины для того, чтобы человек хотел скрыть свое истинное имя, положение, возраст и даже пол - анонимность также была на руку респектабельным горожанам, иногда посещавшим бордели, и игрокам - ведь не каждому понравится, если все сограждане будут в курсе крупного выигрыша. Многие аристократы под покровом маски выходили на поиски аморальных приключений.

Наконец, правительство города Венеции решило расставить все точки над I и навести порядок, для этого было запрещено ношение масок в течение большей части года. Особенно строго следили, чтобы никто не ходил с закрытым лицом в дни церковных праздников. Единственное время, когда разрешалось носить маски, отводилось время на период карнавала.

Венецианские маски делаются из папье-маше и кожи, если их носят. Маски, служащие украшением, делаются из керамики и фарфора. Тесьма, серебро и позолота, крохотные колокольчики, парча и шелк - все идет на украшение такой маски.
Иногда маски покрывают всю голову, как шлем. Иногда прикрывают только лицо. Если маска слишком тяжелая, между ее краями крепится веревочка, которую человек придерживает зубами. Маски могут крепиться лентами позади головы, но часто просто носятся перед лицом на специальной рукоятке. Для декоративных элементов часто используются игральные карты или нотка бумага.

Многие маски карнавала - это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться.

К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута (Bauta) - одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.
Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno(перевод отсутствует).

Венецианская Дама (Dama di Venezia) - очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto). Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано - сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто - наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

Доктор Чумы (Medico della Peste). В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку - чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору. Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности - это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника. Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.

Венецианская маска - традиционный символ ежегодного Венецианского карнаваа. Маски использовались и в повседневной жизни с целью скрыть лицо. Это служило самым разнообразным целям: от романтических встреч до преступлений. Последние привели к запрету ношения масок вне карнавала незадолго до конца Венецианской республики.

Виды масок

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления. К ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла и другие персонажи, каждый из которых отличался определенным характером, стилем поведения и манерой одеваться. К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

Баута

Одна из самых популярных венецианских масок. Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой - tricorno . Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом “ bau ” или “ babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки). Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Интересно, что нижняя часть ее была устроена таким образом, что человек мог есть и пить, не обнажая лица. Баута обладала еще одним преимуществом: благодаря специфической форме, голос человека менялся, позволяя оставаться неузнаваемым. Одна из разновидностей этой маски называется “Bauta Casanova”, и отличается от классической Баута наличием tricorno.

Коломбина

Полумаска, часто украшается золотом, хрусталём, серебром и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица.


Моретта

Овальная маска из чёрного бархата, изобретена во Франции.

Венецианская Дама (Dama di Venezia)

очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана - нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

Кот (Gatto)

Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок. Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом. Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

Вольто (Volto)

Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

(Medico della Peste) или более известный образ "Доктор чума"

В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.








Самое неприятное, нельзя фотографировать маски в магазинах Венеции. И все это впечатление и многообразие многие туристы пытаются передавать фотографируя через стекло витрины. Нам повезло больше. Решив купить добротное количество масок, нам позволили отвести душу.

Маски продают везде. Это символ, это классный сувенир, но интересней всего лишь не в многих магазинах - мастерских, где по крайне мере можно увидеть как художник делает последние штрихи.



В свое время маски использовались с целью скрыть лицо, когда начиная от простых людей и заканчивая известными особами народ хотел перемещаться неузнаваемым. Став таким образом символом Венецианского карнавала.

Маски делаются в основном из папье-маше и кожи, хотя носить такие маски долго достаточно некомфортно. Самый удобный вариант - маска закрепленная на палочке.

Многие знают маски в виде длинного птичьего клюва. Во время чумы обычно доктора носили такие маски вкладывая в клюв специальные травы, пытаясь таким образом не заразиться от больного, при этом носили черные плащи.

Особую любовь и уважение многие ассоциируют именно с карнавальными масками.

Основные темы в украшении - музыкальные ноты, карты...

Кстати застать мастера за работой не так просто, а сфотографировать еще сложнее...

«Коломбина» - полумаска, часто украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями. Маска была частью образа одноимённой актрисы в комедии дель арте. Согласно легенде, актриса была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица:



И перья на лице. Именно на лице, а не около него, ведь речь идет об масках. Драгоценностями украшают образцы из Венеции. В частности, принято наносить позолоту на Коломбину, Даму, Смуглянку. Так называются разновидности венецианских масок.

Самые бюджетные варианты туристы приобретают за 15 евро. В эту сумму укладываются сувенирные образцы, то есть, совсем крохотные. Чтобы закрыть лицо, потребуется от 35 евро. Информация к месту, ведь карнавал стартует уже 15 февраля. Надо знать, к чему готовиться. Об истории праздника, масках и их особенностях, далее.

Венецианский карнавал — история в масках

Первый карнавал в Венеции состоялся в 1994-ом году. Цель празднества – на несколько дней стереть светские предрассудки. Глобальное расслоение общества на бедных и богатых мешало их непринужденному общению в обычной жизни.

Венецианские маски дали возможность не знать, кто именно пред тобой. Господа могли подносить вино слугам. Слуги получали возможность насладиться роскошной жизнью и общением с высшим обществом.

Изначально, маски венецианского карнавала копировали изображения языческих богов. Но, к 13-му веку их вытеснили с пантеона празднества. Люди стали использовать не отвлеченные образы, а реальные. Средневековье потрясали эпидемии чумы.

Дабы не заразиться от пациентов, доктора надевали во время приемов маски с закрытым, длинным носом. Вскоре, такие начали использовать и во время карнавала. Название атрибута – доктор Чума. Кроме него, существуют еще 3 реальных персонажа и несколько, взятых из литературы и карточный игр.

Основные виды венецианских масок

Венецианские маски фото Вольта Баутта и Кота. попало в список из-за особой пользы для итальянского общества. Ему докучали мыши и крысы, но уничтожить их было некому. По легенде, когда путешественники завезли в город кота, на него, как говорится, молились. Усатого поселили во дворце, ухаживали за ним, как за вельможей.

Карнавальные венецианские маски Вольта нейтральны. Перевод названия – горожанин. Изделие имитирует обычное лицо, обычного итальянца. Этакий среднестатистический персонаж.

Венецианская маска «Вольта»

Его лик раньше делали из папье-маше. В современности используют так же акрил, пластик. При оформлении обходятся простыми красками, ведь человек, изображаемый маской, простой.

Баутта – маска закрывающая все лицо. Вид у изделия устрашающий, черты неказистые, острые. Такие венецианские маски купить предлагают на палочке. В этом случае аксессуар держится в руке. Есть образцы на вязках, крепящиеся к голове.

Прообраз Баутта – итальянский бабай, которым пугали детей, если те шалили. Позже, когда маской стали прикрываться преступники для свершения темных делишек, модель стали ассоциировать с реальными злодеями.

Венецианская маска «Баутта»

Из карточных игр в венецианские маски из папье-маше попал Джокер. Поверх бумажной основы, зачастую, наносили чистое . 24-каратный металл дополняли драгоценными камнями или их имитацией – . Использовались дорогие ткани и кружева.

Современный вариант с позолотой, стразами, тесьмой и блестками предлагают в интернете за 5 350 рублей. Товар выставлен на сайте «Mirano class». Поставки обещают прямо из Италии, но не предлагают венецианские маски заготовки из категории «комедия дель арте». Это произведения народного творчества. Персонажи во всех историях повторяются:

Коломбина – живая, любопытная служанка, посвященная во все дела госпожи. За верность покровительница награждает Коломбину красивыми нарядами и драгоценностями.

Венецианская маска «Коломбина»

Поэтому, маску девушки принято оформлять кружевами, стразами. Такие венецианские маски купить в Москве предлагают не только в классическом виде, но и в качестве, к примеру, светильников. В наличии так же постельное белье с комедийными ликами.

Пьеро – наивный парень. Он добр, часто оказывается в дураках из-за исключительной честности и доверчивости. Пьеро – венецианские маски , роспись на которых выполняется, обычно, глазурью. Добавляют в образ и стекло. Оно отлично имитирует слезинки, стекающие по щекам одураченного героя.

Венецианская маска «Пьеро»

Панталоне – пожилой, но похотливый мужчина. Он обеспечен и жаден. Герой любит поесть и насладиться женским обществом. Дабы привлечь дам, старик не жалеет позолоты и серебра на свою маску. Девушек влечет богатство, вот его демонстрирует аксессуар.

Венецианская маска «Панталоне»

И в прошлом, и в современности, драгоценные металлы часто заменяют неблагородными двойниками. Так, образ богача становится доступен простым гражданам. На их лицах часто красуется венецианская маска своими руками сотворенная, а не купленная.

Дама – маска обеспеченной горожанки. У нее хорошие манеры, большие связи и, конечно, есть женские тайны. Аксессуар, как и у Коломбины, закрывает лишь глаза. Когда разрабатываются венецианские маски , мастер класс указывает, что атрибут дамы украшен максимально богато.

Венецианская маска «Дама-горожанка»

Крепятся , драгоценные , кружева, перья, наносятся серебро и золото. Сейчас их заменяют металлическими красками, блестками, стеклом, бусинами. В старину маски часто просили у господ. Позволить себе жемчуга бедняки не могли, но в дни карнавала было принято делиться.

Арлекин – слуга, как и Коломбина, но парень. Как сделать венецианскую маску героя? Аксессуар раскрашивается в красный цвет. Еще одна отличительная черта – прыщ, чири на лбу. Такой декор затрат не требует. Наверное, поэтому, Арлекин стал одним из самых популярных персонажей не только в итальянских комедиях, но и в масках.

Говоря о ценах на аксессуары, учитываются истинные венецианские маски . В Москве и не только, продаются и стилизованные , произведенные не в Италии. Такие образцы стоят от 200-от рублей. Средняя цена – около 500-от рублей.

Венецианская маска «Арлекин»

Венецианские маски в СПБ (Санкт-Петербурге) предлагает, к примеру, магазин «Mind-Art». За самое бюджетное изделие в подборке просят 320 рублей. Самая дорогая модель – 3 000 рублей. Венецианские маски купить в СПБ итальянского производства доступно минимум за 2 000 рублей.

Сделать венецианскую маску своими руками может не потребовать затрат вовсе, если исходные материалы под рукой. Основой может стать папье-маше, , , акрил. Декор – любые краски, камни, блески, ткани, ленты. Картинки маски венецианские доступны в интернете. Они помогут, если в голове не складывается конечный образ изделия.

"Как и обещал, продолжаю делиться фотографиями из моего путешествия по Италии и сегодня я хочу рассказать про венецианские карнавальные маски
Считается, что история венецианских масок берет свое начало в XI веке, когда на территории Европы свирепствовала эпидемия чумы. Врачи из противочумных команд ходили по больным в масках с длинными клювам, куда они наливали ароматические масла - в те времена считалось, что это может уберечь от заражения. Так же люди верили, что Смерть проходит мимо человека в маске, не узнав его в лицо.
С течением времени, маски стали входить в повседневную жизнь простых горожан и стали широко использоваться в качестве анонимайзера для самых разнообразных событий: от романтических встреч и развратных придворных оргий (вспомнить хотя бы фильм "С Широко Закрытиями Глазами" Снетли Кубрика), так же не брезговали масками преступники. В конечном итоге, все это привело к запрету на ношение масок в повседневной жизни, кроме дней карнавала. И вот именно с в этот момент рождается классическая Венецианская Карнавальная Маска
Маски для лица изготовляли из папье-маше и кожи, для декоративных же использовали керамику и фарфор. Украшение зависело лишь от фантазии и финансовых возможностей заказчика: это и перья и сусальное золото и даже драгоценные камни.
Если говорить о классификации масок, то они подразделяются на два типа: театральные и комедийные Дель Арте (к ним относятся Арлекин, Коломбина, Педролино, Пульчинелла) и классические (Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто)
Собственно, на этом я заканчиваю краткий экскурс в историю и предлагаю познакомиться с ними поближе (в прямом смысле слова:->)

01. Классические женские маски, закрывающие все лицо. Обычно они украшались яркими перьями и драгоценностями.



14. Полумаска Коломбина. Согласно легенде, некая актриса в комедии Дель Арте была настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, и специально для неё создали маску, закрывающую лишь часть лица

17. Маска Кот (Gatto). В Венеции с котами связана одна любопытная легенда, согласно которой один старый кот китайского бедняка переловил всех мышей в королевстве, за что и был удостоен чести стать персонажем маски

18. В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества - считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку, чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

19. Дзанни (Zanni). Общее название комедийного слуги. Название происходит от мужского имени Джованни (Giovanni), которое было настолько популярно среди простого народа, что сделалось нарицательным для обозначения слуги.

20. Арлекин (Arlecchino) - дзанни богатого старика Панталоне. Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей. Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем просто человеку надо как-то жить.

32. Вольто (Volto). Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица

34. Педролино или Пьерино (Pedrolino, Pierino) - один из персонажей-слуг. Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив (хотя страдает, в основном, по субреткам), доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.

Венецианские маски – одно из бесценных культурных явлений. В наши дни этот аксессуар используется редко, но раньше в Венеции маску можно было увидеть в любой день.

В изолированном, небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.


Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.

Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.

Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия, так и началась долгая история венецианских масок.

В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение данного аксессуара пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники. Эта традиция была бережно донесена до наших дней.


Неотъемлемой частью жизни города и сегодня остается – грандиозное ежегодное костюмированное шествие, история которого насчитывает уже 1000 лет.



Магазин масок в Венеции

Толпы туристов стремятся попасть сюда и вживую увидеть впечатляющее событие. Ведь жители Венеции знают толк в масках! К грядущему карнавалу их кропотливо изготавливают неделями, даже месяцами. Как и прежде, делают, раскрашивают и расшивают маски исключительно вручную, превращая аксессуар в уникальное произведение искусства.
А из чего же делают венецианские маски? Вы не поверите, но основой являются обыкновенные кусочки бумаги, которые мастер склеивается между собой, то есть, всем известное «папье маше».

Мастер закладывает в специальную форму листочки бумаги с клеем, разглаживает поверхность и оставляет засыхать. Потом он достает из формы получившуюся основу для маски, вырезает глаза, обрабатывает края.

основа для будущей маски

Венецианская маска может стоить баснословных денег! И это за бумажную конструкцию! Только вдумайтесь!


Известные венецианские маски

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.

Мастерская и магазин масок в Венеции

Баута была очень любима представителями всех сословий, ее охотно носили как на многочисленных карнавалах, так и в повседневной жизни. Известно, что такие венецианские маски часто выбирали принцы и короли для тайных прогулок по городу. Знаменитый Казанова также предпочитал надевать Бауту. С ней носили треугольную шляпу и длинный атласный плащ.

Маска «Баута»

«Жоли» и «Шут» - женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.


«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.


«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее надевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Тут стоит напомнить, что первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.

Маска «Гатто»

Сегодня я рассказала Вам немного об истории венецианских масок и их значениях. Поделитесь в комментариях, если Вы знаете еще что-то интересное об этом необычном аксессуаре.

Вам также может быть интересно: